ИСТОРИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО СЕВЕРСК

10.01.2020 11:16 (ред.13.06.2024 15:25)

История дополнительного образования Северска уходит своими корнями в 1950-е годы прошлого века. Тогда в молодой строящийся город поехала молодежь со всего Советского союза. Среди первостроителей Северска были и молодые родители с детьми, для занятий с которыми в 1953 году при клубе «Родина» был открыт детский сектор. Руководила им З.В.Чуб. Ей удалось подобрать себе прекрасных помощников, таких, например, как Валентина Степановна Комар, которая создала и возглавила театр кукол-марионеток. Весёлая по характеру, с врождённым чувством юмора, с живинкой в деле, Валентина Степановна сама шила костюмы для кукол, вместе с детьми мастерила декорации. Многие северчане помнят спектакли «Весёлые медвежата» и «Серебряное копытце», поставленные кукольным кружком. Ее ученицы – актрисы Северского театра Л. Усольцева и С. Панжева, художник-скульптор С. Лившун нашли здесь своё призвание.

Традиции передавались, как эстафетная палочка, и от В. Комар они перекочевали к Е. Андриянову, а затем к Наталье Анатольевне Умновой, при которой вот уже 30 лет, как «фирменный» знак детей этой студии – весёлая, беззаботная улыбка – нашёл своё отражение в названии театрального коллектива. Молодые артисты радуют жителей города чудесными кукольными спектаклями: «Русалочка», «Трям, здравствуйте!», «Пеппи Длинный чулок», «Рождественская сказка», «Волшебная роза», «Маленький принц» и др. Лучшие спектакли сохраняются в репертуаре и имеют уже несколько поколений исполнителей и поклонников. Юные таланты проявляют себя не только в качестве актеров, но и являются соавторами спектаклей: участвуют в творческих мастерских, создают эскизы декораций, мастерят театральных кукол, реквизит и бутафорию. Успешно выступают на различных конкурсах. Среди ярких побед – первое место в 2016 году на Международном фестивале в городе Новокузнецке за лучшее исполнение роли (Владислав Андреев) и в 2017 году первое место за спектакль «Почти печальная история».

Известный в городе поэт и прозаик, член Союза журналистов России А.Ф. Крылов в 1950-х годах был руководителем музыкального кружка. Ребятишки ходили за ним гурьбой, а Алоиз Фёдорович обучал их не только игре на музыкальных инструментах, но и разыгрывал с ними различные сценки из школьной жизни. Кроме того, несколько лет А.Ф. Крылов на общественных началах руководил детской литературной студией «Тополёк».

И.С. Брыжинский работал балетмейстером в клубе «Родина». Из наиболее одарённых детей он создал группу, с которой готовил интересные танцевальные программы. Его ученица - Т.И. Шумилова, много лет проработавшая балериной Северского музыкально-драматического театра, впоследствии стала ведущим  хореографом Детской школы искусств, руководителем творческого коллектива «Жете». 

Музыкально разносторонним человеком была Н.А. Кайманович, которая первой в городе рискнула поставить с детьми оперу по известной сказке «Репка». Для этого, казалось, всё продумали: и костюмы подобрали, и декорации приготовили, текст дети знали безупречно. Но в последний момент спохватились: ведь репка по ходу оперы должна постепенно «расти»! Артисты – народ изобретательный, выход из сложившейся ситуации нашли быстро. Так как дети боялись находиться в тёмном подвале, муж А.Т. Долгополовой – В.Ф. Клыков, тогда молодой лейтенант, согласился сидеть там и подталкивать вверх многострадальный овощ во время действия.

Был любим детьми и юннатский кружок, который вела Т.И. Ганцевич (после неё кружком юных натуралистов длительное время руководила Р.И. Корепанова). Со своим кружком она ухаживала за большим приусадебным участком, где выращивалось до 120 видов растений и цветов. Разводили они тогда и кроликов, причём дело пошло настолько хорошо, что на самостоятельно заработанные деньги дети вместе с педагогом съездили на выставку ВДНХ СССР в Москву. В живом уголке, кроме кроликов, имелись белки, морские свинки, небольшой террариум. Но главной достопримечательностью была, конечно, ворона Дунька, которая выучила несколько слов и любила выговаривать их к месту и не к месту.

Увлекательно проводила занятия в кружке кройки и шитья А.А. Расторгуева. И хотя кабинет был маленьким, девочки учились у неё не только изготавливать простейшую одежду, но и постигали азы моделирования. Многие из учениц Анны Андреевны стали профессиональными швеями, а С. Юрьева впоследствии работала закройщицей в центральном ателье.

Всего же при клубе «Родина» в 1956 году в кружках художественной самодеятельности и технического творчества занималось более 200 детей. В 1957 году детские коллективы перевели в открывшийся Дом культуры им. Н. Островского, и на их базе создали городской клуб пионеров, первыми директорами которого были Н.И. Никитина (1957–1958 годы) и М.И. Прокофьева (1958–1961 годы). В декабре 1963 года произошло второе переселение детских кружков, теперь уже в собственное здание Дома пионеров на улице 40 лет Октября, 4. 

Одним из самых интересных коллективов тогда был драмкружок, которым руководила бывшая актриса ленинградского театра Е.К. Трубникова. Вместе со старшеклассниками она поставила спектакли, из которых многим северчанам особенно запомнились «Голубое и розовое» М. Светлова и «Двадцать лет спустя» А.Я. Бруштейна. А спектакль по школьной тематике «Королева знаков препинания» был записан на Томском областном телевидении.

Как говорится, руководителем от Бога была участница Великой Отечественной войны В.М. Зубова. Детский танцевальный коллектив, с которым она занималась с 1963 по 1980 год, был неизменным участником не только детских праздников, но нередко выступал с успехом и перед взрослыми зрителями. Дело талантливого педагога продолжили её воспитанницы –
Г.В. Теплых, В.И. Лобас и И.В. Акулова. Отделом музыкальных кружков увлечённо руководила М.П. Анищенко. Была в Доме пионеров и своя библиотека, которой руководила Л.Е. Юшкеева, а заведующей читальным залом работала интересный рассказчик и лектор – Л.Г. Мелешко. Из кружков технического творчества выделялись авиамодельный (П.И. Костюченко), судомодельный (П.П. Астраханцев), радиотехнический (В.М. Цыговас), «Умелые руки» (А.В. Тюменцев), фотодела (В.Д. Крявкин). Всего в 1965 году в Доме пионеров работало 62 кружка, в которых занимались свыше 1000 детей. 

Дом пионеров являлся также и общегородским центром по подготовке пионервожатых, работу которого курировала старшая пионервожатая А.Т. Долгополова. Вместе с детьми она готовила утренники и слёты, праздники. В культурно-массовом отделе тогда трудились настоящие энтузиасты своего дела – С. Бывальцева, В.А. Трофимова, Л.А. Селезнёва и Г.В. Говоркова.

Директором Детского дома культуры с 1961 по 1979 год была М.М. Маковкина, а с 1979 по 1992 год – В.А. Шурупова. За это время Дом пионеров дважды реорганизовывали: то объединяли, то разъединяли с Детским домом культуры при ОЗК-124. В апреле 1992 года их вновь объединили, создав Муниципальное образовательное учреждение «Центр детского творчества» (ЦДТ). С 1992 по 2006 год ЦДТ руководил С.Е. Балзовский, с 2006 по 2008 год – С.В. Шабанова, с 2009 по 2013 год – Н.Н. Рязанцев. 

Гордость Центра детского творчества – его прославленные выпускники, среди них Светлана Артемьева - солистка Томской областной филармонии; Наталья Сочнева, Ася Сокол, Ирина Завьялова - артистки Северского музыкального театра; Владимир Денде - участник дуэта PercussionProject, преподаватель Детской школы искусств по классу ударных инструментов; Антон Мозгалёв – артист Московского театра «Drama и physicaltheater»; Инна Корнева – главный администратор Северского театра для детей и юношества.

В ЦДТ берет свой исток известный северский фестиваль «Палитра талантов». А начиналось все в 1996 году с идеи инициативных педагогов-организаторов массового отдела О.А. Гусевой, Т.А. Кусковой, Т.А. Янцен провести в городе конкурс для маленьких модниц и их мам «Мода и дети». Через два года свет увидел конкурс юных музыкантов и вокалистов «Музыкальная капель», затем друг за другом с успехом прошли конкурсы «Сам себе кутюрье» и театральный фестиваль «Золотой ключик». Вскоре это разножанровое многообразие конкурсов педагогами было объединено в один большой и яркий фестиваль-конкурс, который на сегодняшний день стал одним из самых значимых региональных конкурсов Томской области. 

История Северской музыкальной школы начинается с 1955 года. Тогда участнику Великой Отечественной войны А.Д. Нефёдову, работавшему  завучем в музыкальной школе города Ленинск-Кузнецкого предложили возглавить музыкальную школу в одном из строящихся сибирских городов. В тот момент свою решающую роль сыграла не только увлечённость Алексея Дмитриевича любимой работой, но и стремление полнее реализовать свои способности, поэтому он без особых колебаний согласился, хотя понятия не имел, куда поедет.

Начинать молодому директору пришлось практически с нуля. В 1955 году под занятия музыкальной школы выделили три небольших класса в школе на улице Первомайской, а штат педагогов состоял всего из четырёх человек. Сам Алексей Дмитриевич вёл сольфеджио, Л.И. Бегинина и Л.Г. Филькинберг учили детей игре на фортепиано, а З.М. Шахновская занималась с хором. Со временем они не считались, поскольку желающих обучаться музыке оказалось много (вместо планируемого набора в 50 человек записался 81). В классах было очень тесно, поэтому сразу же встал вопрос о новом помещении. При активном участии председателя горисполкома Н.А. Лазарева и начальника десятого района Н.П. Перцева выход был найден. На улице Пушкина освободилось двухэтажное шлакоблочное здание №14, где ранее располагался роддом. Строители очень оперативно провели здесь реконструкцию, оборудовали комнаты для занятий и небольшой зал для концертных выступлений. С 1 января 1956 года новая школа распахнула свои двери перед учениками. В педагогическом коллективе тогда появился ещё один преподаватель – баянист и кларнетист Н.А. Шарапов. Это позволило, наряду с фортепианным, открыть также классы баяна и народных инструментов, хотя ситуация с музыкальными инструментами была непростой. В государственных магазинах они тогда не продавались, поскольку отечественная промышленность выпускала их мало. Приходилось искать обходные пути. Несколько аккордеонов и скрипок удалось найти в «комиссионках», одно пианино выделила школа №76, другое приобрели с рук в Томске, а духовые инструменты городские власти «одолжили» у военнослужащих.

Город не жалел средств на развитие музыкальной школы. По воспоминаниям А.Д. Нефёдова, ему часто давали командировки в самые различные города страны, где он искал профессиональных музыкантов, при разговорах с которыми был весьма ограничен в выборе аргументов: единственное, что он мог твёрдо обещать, так это неплохую заработную плату и интересную работу. А даром убеждения он, несомненно, обладал. И уже в 1956–1957 годах в педагогический коллектив школы влились москвичи – скрипач А.И. Вахтер и пианистка Ю.С. Галахова, новосибирские пианистки Н.Н. Саратовская, Л.В. Добролюбова и О.П. Добролюбова, баянист А.Ф. Сулимов. В последующие годы в город приезжали молодые музыканты из Ленинграда, Киева, Свердловска, Краснодара, Кемерово. Впоследствии большинство из них также стали северчанами.

Въезд художественных коллективов извне в Северск в те годы был запрещён. Но человек жив не хлебом единым, поэтому коллективу школы приходилось своими силами заполнять музыкальный вакуум. Педагоги и школьники выступали по несколько раз в день. Концерты давали и в общеобразовательных школах, и в воинских частях, и на эстраде, и в летнем кинотеатре «Дружба». Кроме сольных номеров и дуэтов, неизменными участниками этих выступлений были хор учеников младших классов под руководством Л.И. Бегининой и хор старшеклассников, с которыми занимался Г. Беккер.

На одном из таких концертов председатель горисполкома А.Г. Мельников, обращаясь к А.Д. Нефедову, вроде бы шутя, спросил: «А не тесновато ли вам в нынешней школе?» Алексей Дмитриевич точно не запомнил, что ответил, но разговор получил своё продолжение. Правда, обоим пришлось схитрить. По проспекту Коммунистическому, 42 одно время долго простаивал фундамент под жилой дом. А.Г. Мельников предложил без лишнего шума найти проект типовой музыкальной школы и возвести её на этом фундаменте. Строители внесли некоторые коррективы, и в 1961 году здание было построено. Когда вышестоящие органы раскрыли «обман», дело уже было сделано. А.Г. Мельникову вынесли партийное взыскание, но зато город получил трёхэтажную музыкальную школу, которой присвоили имя П.И. Чайковского.

По сравнению с прежним помещением это был настоящий дворец. Контингент учащихся сразу увеличился вдвое. Из старой школы преподаватели взяли с собой атмосферу какой-то особой доброжелательности, чувства общего дела, которому они служили со всей искренностью.
Многие из первых выпускниц пошли по стопам своих наставников и остались преподавать в стенах родной школы. Среди них Б.Ф. Буденкова и В.Г. Петлина – преподаватели сольфеджио и музыкальной литературы, по классу фортепиано – Е.И. Степанова и Л.А. Степаненко.

По-прежнему самым большим по числу обучающихся оставался фортепьянный отдел, где плодотворно трудились Л.А. Бевзюк, Л.А. Желнорович, Н.Б. Забываева, Г.Г. Тавровская, И.А. Титов, Л.В. Черенкова. Посильную лепту в музыкальное образование школьников вносили «теоретики» – В.Н. Гайдар, С.М. Комарова, И.А. Парфёнов, Т.Н. Покромович.

Постепенно окреп и отдел струнных инструментов. С приходом в коллектив В.Д. Шушканова появился класс домры. Любимым его детищем был школьный оркестр народных инструментов. Вместе с группой оркестровых баянов (руководитель Г.С. Черненький) ребята часто выступали по томскому телевидению. Несколько раз школьников приглашали в город Новосибирск, где они играли вместе со взрослыми музыкантами в оркестре народных инструментов, причём эти выступления пользовались неизменным успехом.

С годами и это помещение школы не стало вмещать всех желающих учиться музыке и пению. Вместо 300 учащихся, на которых была рассчитана школа, ежегодно подавалось 500–600 заявлений. Кроме того, ещё 120 подростков и взрослых занимались в вечернее время. В 1971 году, по решению руководства города школа, была переведена в специально построенное здание на улице Курчатова, 7. В 1973 году А.Д. Нефёдов по состоянию здоровья перешёл на преподавательскую работу. После него руководителями школы были В.С. Смирнов, А.В. Романова, С.М. Комарова, Д. Марухленко, Г.К. Черенкова, В.Ф. Ковешников. Вечерний филиал долгое время возглавляли О.Н. Соколова и Э.В. Рогова, а с 1984 года – Л.Н. Буланова. Каждый из них внёс свой вклад в дальнейшее развитие музыкального образования в городе. В 1990 году учащиеся Вечерней музыкальной школы вошли в состав Детской музыкальной школы. С 1991 по 2013 годы  бессменным ее руководителем была Л.А. Степаненко.

Гордость музыкальной школы – её знаменитые выпускники: Геннадий Пыстин, заслуженный артист России, лауреат Международных конкурсов, доцент Новосибирской консерватории; Константин Маслюк окончил аспирантуру Московской государственной консерватории; Сергей Рыбин – Российскую академию наук; Татьяна Моисеева, Анна Недоспасова, Екатерина Бушкова – выпускницы Новосибирской консерватории. Ирина Трусова - заслуженная артистка РФ, солистка Новосибирской филармонии.

За годы существования школы 6 преподавателей были награждены Почётным знаком Министерства культуры «За отличную работу». Среди них Л.Н. Рачковская, в течение многих лет выполнявшая обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Преподавателям С.М. Комаровой, В.Д. Шушканову и Л.Г. Золотаревой присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».

МАУДО ЗАТО Северск "Детская школа искусств"

В 2013 году в результате реорганизации и слияния Детской музыкальной школы  с Центром детского творчества образовалось крупнейшее в Томской области учреждение дополнительного образования Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» (ДШИ), которое достойно сохраняет и развивает традиции двух старейших учреждений дополнительного образования Северска и Томской области. Возглавляла школу на тот момент Ю.А. Кобзева. Именно на ее плечи легла работа по организации и сплочению коллектива нового учреждения. В настоящее время руководит детской школой искусств Е. В. Поспелов. 

Сегодня в ДШИ работают 115 преподавателей, среди них: заслуженный работник культуры РФ, заслуженная артистка РФ, два преподавателя награждены знаком «Почетный работник общего образования», два педагога имеют знак «За отличную работу в культуре», с каждым годом пополняется список преподавателей, удостоенных звания лауреата премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры.

Двери школы открыты для всех желающих. В настоящее время в ней, по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам, обучается более 2000 детей в возрасте от 4 до 18 лет. В школе действуют более 33 учебных творческих коллективов учащихся, 7 ансамблей преподавателей. Шесть творческих коллективов носят звание «Образцовый самодеятельный коллектив» художественного творчества в Томской области.

Обучающиеся ДШИ принимают активное участие в международных, всероссийских, региональных и городских фестивалях, конкурсах, выставках, занимая высокие призовые места.  Ежегодно более 1200 детей и подростков принимают участие в различных конкурсных мероприятиях, и более 50% из них становятся лауреатами и обладателями Гран-при. 

Детская школа искусств является постоянным организатором крупных областных конкурсов «Юный пианист», который проходит под  патронатом завуча по УВР Л.Н. Булановой и «Олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам» (инициатор – преподаватель  Т.А. Плеханова). В 2018 году Областной фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Палитра талантов», объединяющих в себе три конкурса: «Театральный фейерверк», «Танцевальная мозаика» и «Музыкальная капель», являющийся на сегодняшний день крупнейшим детским творческим конкурсом в Томской области, получил статус «Межрегиональный». В нем приняли участие 2200 юных талантов от 4 до 21 года из Томской, Новосибирской и Кемеровской областей.

Значимы результаты работы школы: в 2014, 2015, 2016 годах она стала победителем в конкурсах «Лучшая ДШИ Томской области». В 2017 и 2018 годах  получила почетное 2 место. В 2014 году снискала звание лауреата конкурса «100 лучших школ России» в номинации «100 лучших организаций дополнительного образования детей» (Санкт-Петербург). В 2018 году стала лауреатом в Общероссийском конкурсе «50 лучших детских школ искусств». 

МБУДО "Детская художественная школа"

Счастлив тот, кто найдёт своё призвание ещё в детстве. Одних сразу же привлекает конструирование, других влечёт техника, третьим нравится трудиться на земле. А у Елены Валерьевны Сидоровой рано проявился интерес к рисованию. В её детские годы в Северске ещё не было художественной школы, поэтому она занималась в изостудии Дома пионеров, где занятия по живописи вёл А.А. Соцкий, человек интеллигентный, самозабвенно преданный своему делу. Не без влияния любимого педагога выбрала свою дорогу в жизни и Елена Валерьевна. После окончания Кемеровского художественного училища она вернулась в Северск и устроилась работать в родную школу №85 учителем рисования. Вскоре узнав, что в городе намечается открытие художественной школы, Елена Валерьевна не без колебаний записалась на приём к заведующему городским отделом культуры Е.В. Старчикову. Посмотрев её документы (а педагогу тогда ещё не было двадцати лет), Евгений Васильевич решил поручить ей организацию столь нужной для города школы.

Под занятия будущим художникам и искусствоведам 1 сентября 1978 года выделили половину этажа в здании, где размещалась Станция юных техников. По учебному плану в новую школу предстояло набрать три группы детей по 15 человек в каждой, но желающих учиться здесь оказалось около 200, поэтому после творческого конкурса решили оставить 61. Преподавательский коллектив состоял тогда из трёх человек. Теорию изобразительного искусства вела выпускница Абрамцевского художественно-промышленного училища Н.Р. Бородина, а молодой директор вместе с педагогом А.Г. Никифоровой преподавали детям рисунок и композицию. Как вспоминает Елена Валерьевна, работать с первым набором учащихся было очень легко и интересно. Это были уже подростки 13-14 лет, знакомые к тому же с азами живописи. Учились они увлечённо, с каким-то неподдельным азартом. Не удивительно, что несколько учениц остались работать преподавателями в школе, среди которых Е.И. Шумова, А.А. Петухова, И.В. Белякова и нынешний директор художественной школы – В. Ю. Радченко.

Городские власти не оставляли без внимания и поддержки новое учебное заведение. Частыми его гостями были председатель горисполкома А.Р. Шеховцов и инспектор отдела культуры С.Ф. Ковган. Видя увлечённость педагогов и интерес детей, они добились того, чтобы для школы выделили ещё пол-этажа в том же здании, что позволило расширить ежегодный набор до 70–80 детей. Всего же в художественной школе в 1987 году обучалось 187 учащихся, а штат преподавателей состоял из восьми человек, среди которых семеро имели высшее специальное образование. Высокий квалификационный преподавательский уровень делал возможным не только дальнейшее расширение приёма учащихся в школу, но и проведение более глубокой специализации. Вопрос упирался только в необходимость соответствующего для этого помещения. Разрешить проблему помог заведующий городским отделом культуры В.О. Эльблаус, добившийся передачи школе здания бывшего детского сада на улице Куйбышева, 12, и с 1988 года  художественная школа располагается по этому адресу. Помимо основного здания школы действуют её структурные подразделения по проспекту Коммунистическому, 122, в Северской гимназии и Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Художественная школа» обучается более 700 детей в возрасте от 6 до 18 лет, а также взрослые. Реализуются предпрофессиональные программы «Живопись» и «Архитектура»,  общеразвивающие программы. Для ребят, желающих углубить свои навыки и знания, художественная школа предлагает отделение ранней профориентации. Продолжается тесное сотрудничество с Северской гимназией: в профильных 10-11 классах ребята изучают макетирование, конструирование, основы дизайна и компьютерной графики.

В результате сложившейся профориентационной системы, ежегодно не менее 10 учеников художественной школы поступают в профильные учебные учреждения, причем не только в России, но и за рубежом. Среди них немало таких,  кто добился значительных успехов в профессии. Например: Иван Крившенко – реставратор, Дарья Козловских – дизайнер одежды, Ермакова Ольга – сценограф, Ирина Кулименева и Ольга Иванова – искусствоведы, Юрий Свалов – иллюстратор и разработчик персонажей для компьютерных игр, Михаил Титов – доцент, декан художественного факультета Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского (г. Красноярск).

В преподавательском коллективе школы 23 педагога, из них 15 – это выпускники художественной школы. Среди преподавателей есть Члены союза художников России, Союза дизайнеров и Союза архитекторов РФ, Творческого союза художников, Союза педагогов-художников. Большинство преподавателей являются членами  Северского союза художников.

Ежегодно художественная школа организует городской фестиваль изобразительного и декоративно-прикладного  творчества «Праздники России», в который входят выставки-конкурсы, культурно-досуговые программы и выпуск плакатов к праздникам на основе рисунков учащихся. Один раз в два года проводится Всероссийский фестиваль молодых дизайнеров «Пятый угол». В 2017 году участниками его были не только представители регионов РФ, но и граждане из Украины и Китая. Фестиваль отмечен медалью конкурса «Сибирские Афины» 2012 года в номинации «Художественное творчество молодежи».

Ученики школы участвуют в различных выставках, конкурсах, олимпиадах различного уровня - от школьных до международных. Более 300 учащихся каждый год становятся призерами всероссийских и международных мероприятий. Летом выезжают на пленэры, принимают участие в поездках по программам познавательного туризма Министерства культуры России – «Моя Россия. Град Петров», «Засечная черта» и др.

В 2015 году школа стала лауреатом Всероссийского конкурса творческих инициатив «Маленький принц», дипломантом Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Профи». В 2016 году победила в 1 туре Общероссийского конкурса «50 лучших школ искусств».

МБУДО "Самусьская детская школа искусств"  

История детской школы искусств поселка Самусь, входящего в состав ЗАТО Северск, началась в середине 1960-х годов, когда, на базе Самусьского дома культуры образовался музыкальный кружок. В кружке обучали игре на фортепиано и народных инструментах. Затем приказом отдела культуры Администрации Томского района в поселке Самусь открылась детская музыкальная школа (ДМШ).

Школа не имела своего отдельного помещения, занятия проводились в здании школьного интерната и детского сада. Директором школы назначен А.В. Бачурин. При его участии открываются класс фортепиано и класс народных инструментов. Помимо руководящей деятельности Анатолий Викторович был основателем ансамбля баянистов. В школу приходят работать молодые, полные творческих сил и планов преподаватели Г.А. Швейцер и Н.Г. Шешукова. Все больше поселковых ребятишек приходят обучаться игре на разных инструментах, петь, танцевать. В поселке чаще проводятся концертные мероприятия, преподаватели ДМШ успешно сотрудничают с работниками Дома культуры поселка Самусь. В 1970-х годах директором музыкальной школы назначена Н.Б. Чмырёва, а в 1983 – Л.М. Поцекин. Школа переезжает в маленькое, но всё же отдельное здание. В ДМШ открывается хореографическое отделение. С каждым годом педагогический состав школы пополняется квалифицированными кадрами. Это - В.И. Грязнова, Т.М. Полушина, Г.Н. Макарова, Г.С. Попова, Н.П. Пятаева, И.Ю. Писарева, М.Д. Тютюникова, Р.Г. Чугуева, Л.Э. Молчанова, Н.Ю. Озерова. К началу 1985-1986 учебного года контингент учащихся ДМШ увеличился до 63 человек. В 1992 году в школе начинается обучение детей на медных духовых инструментах – открывается класс духовых инструментов. В 1993 году директором школы назначается Р.Г. Площадных. В 1994 году на базе класса духовых инструментов открывается духовое отделение. В тот же период, преподавателем Самусьской ДМШ А.А. Филипповым создается детский духовой оркестр «Юность», в состав которого вошли учащиеся школы. 2015 год для «Юности» стал знаковым –  оркестру присвоено звание «Образцовый коллектив». Сегодня творческие успехи оркестра известны не только в Томской области, но и за её пределами.

В конце 1990-х годов в школу преподавателями приходят выпускники, получившие образование в профессиональных учебных заведениях культуры. Молодые квалифицированные преподаватели Л.Л. Войцеховская и М.А. Шумилова с энтузиазмом начинают свою трудовую деятельность в родных пенатах. Открывается класс скрипки. На фортепианное отделение приходит работать бывшая выпускница Самусьской детской музыкальной школы И.В. Завадская.

Важные события для учреждения произошли в 2012 году. Благодаря Администрации ЗАТО Северск, Управлению молодёжной и семейной политики, культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск, школа переезжает в отдельное двухэтажное здание со своей территорией. Появляется возможность увеличить число желающих обучаться музыке, танцам, изобразительному искусству. Открыто художественное отделение, преподавателем которого становится Е.А. Маркелова. С этого момента музыкальная школа переименована в Детскую школу искусств (ДШИ).

Сегодня в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Самусьская детская школа искусств» обучаются 220 детей. Работают высокопрофессиональные педагоги, верные своему делу и музыке. 

За 50 лет существования школы учащиеся ДШИ участвовали и становились лауреатами огромного количества областных, всероссийских международных конкурсов профессионального мастерства. Они участники концертных и праздничных мероприятий посёлка Самусь, городов Северска и Томска. Гордость Самусьской школы – это, конечно же, её выпускники. За весь период существования школа выпустила более четырехсот учащихся, многие из которых продолжают своё обучение в высших и средних специальных учебных заведениях Томска, Кемерово, Новосибирска, Санкт-Петербурга, продолжают свою творческую деятельность по всей территории нашей страны. Татьяна Бурметьева - преподаватель музыки Самусьского лицея; Александр Бурметьев – музыкант военного оркестра УМВД города Томска; Мария Фоминых – Новосибирская консерватория; братья Дмитрий и Сергей Филипповы и братья Николай и Владимир Суковатицыны работают в военном оркестре города Северска; Сергей Долженков – известный джазовый тромбонист, выпускник Санкт–Петербургского университета культуры и искусств сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными музыкантами. В 2013 году он выпустил свой первый альбом «Олколорс». Сегодня работает в Москве в Государственном джазовом оркестре под управлением Игоря Бутмана.

Таковы основные черты развития дополнительного образования города Северска и посёлка Самусь.